Теплонаситель для системы отопления: антифриз или вода. Полезные советы.

Вода и Антифриз: плюсы и минусы

Вода — дешёвый и доступный теплоноситель. Вода обла дает большой удельной теплоемкостью (4,2 кДж/кг*°С) и хорошей теплопроводностью. Вода экологически безопасна, а значит, любая возможная протечка не представляет угрозы здоровью.

Качество воды в отопительной установке определяют следующие параметры:

  1. степень кислотности:
    • стальные установки: 9,5 < pH < 10,5;
    • установки с алюминиевыми частями: 7,5 < pH < 8,5;
    • чугунные котлы: 7,5 < pH < 10,5.
  2. жесткость < 2,0 ммоль/л.

Антифризы, по сравнению с водой, обладают рядом пре имуществ:

  • более низкая температура замерзания;
  • присадки, обеспечивают защиту элементов системы отопления от коррозии, растворяют и выводят образо вавшиеся осадки и накипь;
  • при замерзании не переходят в твердое состояние, а становятся рыхлой кашеобразной массой, расширение которой значительно меньше, чем у обычного льда.

К особенностям применения антифризов можно отнести следующее. Физические свойства антифриза отличают ся от свойств воды. Теплоемкость антифризов на 15-20% меньше, чем у воды; вязкость в 2-3 раза выше; объемное расширение на 40-60% больше, теплопроводность хуже. Конечно, это усреднеш||е показатели, все зависит от кон кретной марки и производителя, но общая тенденция именно такова. Кроме этого, у разных антифризов разнят ся величины теплопроводности, температуры кипения, другие характеристики.

Таким образом, системы отопления, в которых исполь зуется антифриз, отличаются от тех систем, где тепло носителем выступает вода. Для использования систем с антифризом требуется увеличить на 30-50% тепловую мощность радиаторов, на 40-60% — объем расширитель ного бака. Необходимо устанавливать и более мощный циркуляционный насос, увеличивать мощность котла. Так что залить вместо воды в систему антифриз — не получится. Прежде чем использовать антифриз в системе, необ ходимо привести в соответствие с вышеизложенными требованиями все имеющееся отопительное оборудование. 

Вязкость — свойствой жидкости оказывать сопротивление относительному движению (сдвигу) частиц жидкости. Характеристиками вязкости являются: динамический коэффициент вязкости μ и кинематический коэффициент вязкости ν.

Есть и еще ряд субъективных моментов в использовании антифризов. Антифризы на основе этиленгликоля, к при меру, нельзя перегревать — это ведет к термическому разложению этиленгликоля и антикоррозионных присадок, Кроме этого, нельзя допускать контакт антифриза с оцинкованными поверхностями.

Образующиеся кислоты и осадки могут негативно влиять на работу всей отопительной системы в целом. Перегретый антифриз вспенивается, в системе образуются воздушные пробки. Для предотвращения этого негативного фактора существуют специальные присадки, добавляемые в антифризы.

Нельзя забывать, что антифризы, по сравнению с водой, обладают повышенной способностью просачиваться через различные соединения. Чем больше в системе количество различных соединений, чем больше стоит различных прокладок, уплотнений, тем больше внимания нужно уделять качеству сборки всех элементов системы, иначе  повышается    вероятность    появления    протечек. Причем протечки могут появляться и не сразу, а, например, при переводе системы на более «холодный» режим работы. Физика процесса понятна: при меньшей температуре металл в местах соединений сужается и образуются микроканалы, в которые начинает просачиваться антифриз.

Изменяя соотношение концентрата и воды, можно полу чить жидкость с температурой замерзания от -10°С до -65*С. Обычно антифриз продается в двух моди фикациях: с температурой замерзания не выше -65°С и температурой замерзания не выше -30″С. При этом концентрированный вариант (рассчитанный на -65°С) может быть разбавлен водой. Для получения теплоносителя с температурой замерзания -30*С к двум частям антифриза надо добавить одну часть воды, для -20°С — смешать антифриз пополам с водой.

Некоторые виды антифризов (в основном на основе этиленгликоля) токсичны, поэтому их нельзя применять в общей системе ГВС Пары некоторых антифризов ядовиты, и для таких теплоносителей требуются закрытые расширительные баки.

К сказанному добавим, что не все отопительные котлы могут работать с теплоносителем-антифризом. И прежде, чем  приобретать котел или переводить его на антифриз, необходимо проконсультироваться у специалистов (например предстовителе производителя): допустимо ли использование прибора в системе отопления, где в качестве теплоносителя выступает антифриз.

Антифриз — достаточно дорогой теплоноситель, но стоимость антифриза, заливаемого в систему, не сопоставима с ремонтно-восстановительными работами в случае размораживания этой системы отопления.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

  1. Заливая антифриз, необходимо проверить, не выпадает ли он в осадок при смешивании с водой. Если выпадает, то лучше использовать дистиллированную воду.
  2. Ни в коем случае не заливать антифриз в систему отопления, где используются оцинкованные трубопроводы или оцинкованные радиаторы!
  3. Антифриз стареет, поэтому его необходимо менять с периодичностью, указанной производителем (4-5 лет), промывая систему специальными составами.
  4. Не применять автомобильный «тосол» в системах отопления, т. к. в его составе есть добавки, не допустимые к использованию в жилых помещениях.
  5. Применять специальные герметики для монтажа системы отопления, обеспечивающие высокую надежность соединений (например, подмотка и гель для труб).
  6. Консультируйтесь со специалистами по поводу эксплуатации котлов в системах, где теплоносителем выступает антифриз, — там есть масса нюансов. К примеру, для проточных котлов с форсированными тепловыми режимами в теплообменниках с высокой степенью оребрения характерны кратковременные перегре вы стенок теплообменника в моменты максимальных нагрузок при включении и выключении котла — и здесь надо быть предельно осторожным при выборе теплоносителя. Другой пример: запуск системы с чугунным котлом следует производить на минимальной мощности с постепенным выходом на режим.
  7. Стоит иметь в виду, что разбавление антифриза более чем на 50%, кроме повышения температуры замерзания, ведет и к ухудшению его антикоррозионных свойств, а также к выпадению осадка солей жесткости, растворенных в воде.
    Если все же разбавление водой более чем на 50%, то в полученный раствор надо будет добавить дополнительные присадки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 + = девять